вторник, 17 апреля 2012 г.

Эрготизм и голодомор

Вводная по теме эрготизма и сама заметка:

.....
Важно обратить внимание на то, что культура земледелия, предусматривающая борьбу с засорением земель, - работает и против грибка. Нет возможности спорынье развиваться, если вокруг нет злаков. Сплошь, например, горох. А злаков нет. Подавлены, темно им под горохом. Прорастание рожков спорыньи - впустую. А вот если с сорняками не борются, сеют пшеницу по пшенице да еще и плохими семенами - слабыми, колос от которых не способен обогнать спорынью, тогда у нее есть все возможности расширять свое присутствие на полях.

В 1932 году повсеместное засорение земель стало реальностью. Выдался этот 1932 год с повышенным против среднего увлажнением. А массовый саботаж работ в колхозах массово же вступивших добровольно в колхозы крестьян - привел к позднему посеву. К началу мая на Украине было засеяно менее 15% земель - при том, что сеять на Украине прилично с марта, а в Одесской области - даже с февраля.

Но и это не самая страшная проблема. В конце концов есть еще и переработка зерна после уборки. Прожарить снопы под палящим солнцем юга и, перекрестившись, обмолотить, провеять на степном ветерке, - и количество спорыньи в зерне войдет во вполне приемлемую норму. Но в 1932 году хлеб воруют колосками, еще недозревший, еще до жатвы прямо с полей, воруют из-под обмолота. Кто же ворованное будет на виду у всех провеивать? А потом еще и жаба душит заплатить налог с помола. Мелют муку из только обмолоченного, но не очищенного зерна - по ночам. Рапорта ГПУ это подтверждают. И что может быть в той муке?

Впрочем, если бы это происходило сразу! Сразу-то как раз все или почти все в порядке. По закону колхозы выдают 15% урожая просто в аванс. Это совершенно законный, правильно обработанный, нормальный хлеб. Его можно есть. При урожайности 5 ц/га и необходимости в семенах около 1 ц/га, 15%-ный аванс - это почти 19% всего зерна, назначенного в потребление. Причем в потребление всеми, в том числе и горожанами, а не одними крестьянами, т.е. с учетом и налога, составляющего около 1/3 урожая. Соответственно, для крестьян Украины это чуть менее трети годовой нормы потребления хлеба на уровне более высоком, чем по результатам урожая 1931 года. И заметно выше, чем по результатам неурожайного 1928 года. По крайней мере до 1 декабря 1932 года у украинских крестьян только законного авансового, а потому более-менее нормально обработанного зерна было вполне достаточно. А еще было нормальное же зерно, выданное на трудодни. И еще, еще раз напоминаем, в деревне было зерно 20% единоличников.

И были другие продукты питания. Спрятанное по ямам зерно оставалось нетронутым.

После этого - необходимо дождаться возможности воспользоваться ворованным зерном из ям. А они у многих - далеко. Да даже если и недалеко, а в огороде, то все-равно под снегом. Выкопаешь - все увидят. Отберут. Выкапывать можно только тогда, когда сойдет снег. Где-то в феврале, где-то в марте. И это спрятанное зерно не обработано. Даже колхозы в рамках круговой поруки держали в потайных амбарах зерно с 60%-ной засоренностью - в качестве семенного фонда! Что говорить о крестьянских запасах?! В марте начался рост смертности, который несколько приостановился в апреле. Но 18 апреля Пасха. У кого и запасов не было, добыл тем или иным способом зерно или муку для пасхального кулича.. Отравленное зерно, отравленную муку. Практически все село оказалось причастным к этому православному пиршеству с отравой на столе. Тем не менее, если количество спорыньи не слишком велико, то острое немедленное отравление не наступает. Наступает отравление хроническое с вегетационным периодом проявления видимых опасных последствий от двух недель до полутора месяцев.. Вот он и майско-июньский всплеск смертности. В тот период, когда есть и ранние овощи с фруктами, и даже в южных областях молодая картошка. - Даже если бы у крестьян Украины не было расчета на запас продовольствия в ямах, уже с марта точно позаботились бы посевом хоть чего-то быстро созревающего.

Версия отравления спорыньей - вполне объясняет и безумства с поеданием детей. И ?волчий голод?, заставлявший крестьян Украины выкапывать павший скот из скотомогильников и жадно поедать его. Она же объясняет и резкое различие в смертности между городами и селами. В городе ели хлеб, выпеченный из муки с государственных мельниц. На которых уже существовали меры по пресечению отравления зерна и муки конкретно спорыньей. Грубая механическая очистка зерна провеиванием. И тонкая очистка влажной обработкой зерна перед помолом - мытьем и последующей сушкой. Городу хлеба доставалось мало. Но он был чистый. Горожане худели, но не умирали. А село - мерло.

Остается тонкость - связать смертность от спорыньи с опуханием - главным симптомом голода-1933. Один из соавторов(С.Миронин), будучи медиком по образованию, докопался до этой связи. Алкалоиды спорыньи поражают в первую очередь печень. Она перестает вырабатывать белок, препятствующий выходу воды из кровеносных сосудов в брюшину и под кожный покров. Вот вам и опухание. Вот вам и многочисленные факты опухания и смерти в семьях, у которых находили серьезные запасы продовольствия.

Комментариев нет: